Я буду министром культуры
Одарённые дети рождались всегда. Любой городок освещён творчеством их раскрывающихся талантов. Жаль только, что на таких детей не рассчитаны среднестатические школы с их среднестатическими программами. Уникальные личности требуют индивидуального подхода, а государственная система образования рассчитана на норму, т.е. нечто усреднённое. И, уж если совсем откровенно, складывается впечатление, что даже отстающим в развитии ребятишкам внимания общества достаётся гораздо больше, нежели гениям. В результате, пока мы тщимся подтянуть отстающих, одарённые гаснут и мы имеем то, что имеем: довольно средненькое общество с размытыми целями и неопределёнными ценностями. Куда идём? Чего хотим? Да и хотим ли на самом деле? Так, время коротаем… . Впрочем, это я так, ворчу по-стариковски. Есть ведь и другая, позитивная сторона у этого явления. Когда тебя сзади никто не подталкивает, а спереди не особенно тащат, твоё движение приобретает истинную ценность, потому что ты повинуешься внутреннему импульсу, голосу сердца. Ты берешь в руки кисть и пишешь картину своей жизни не с натуры (т.е. с соседа или как мама сказала, или как модно, или как повелось в твоём окружении), а с мечты. Ты становишься Творцом и полет души становиться для тебя делом необходимым.- Что такое талант? – спрашиваю Лиду Волкову, двенадцатилетнюю гимназистку, успевшую многих удивить за свою, пока ещё короткую, биографию успехами в пении и поэзии. В её стихах и юмор, и глубокая философия, и любовь в людям. Девочка – загадка.
- Мне кажется, нельзя научить человека, например, танцевать. Должен быть талант. Нет, научиться, можно, но талант – это полёт души, когда делу своему отдаёшься без остатка. Я начала писать стихи в четыре года. Это были двустишия. Заметила, что мне это нравиться. Когда я пишу, я отдыхаю душой.
- Ты хотела бы отдаваться этому делу всю жизнь?
- Да. Я хочу писать светлые стихи, чтоб они поднимали людям настроение. Чтоб иногда они задумывались о жизни. А может они даже захотят что-то исправить в себе.
- Откуда приходят стихи?
- Они приходят из души, а появляются от впечатлений.
- Одно из твоих стихотворений начинается фразой « Хрустальные туфли дождя» - откуда ты её взяла?
Осень
Хрустальные туфли дождя
Ступают неслышно и тихо.
А ветер, с угрозой гудя,
Бежит-поднимается лихо.
С деревьев, что молча, стоят,
Он листья с насмешкой срывает…
- А у тебя не возникало желания во время грозы открыть окно?
- Было несколько раз, - с сияющими от восторга глазами вспоминает Лида. Однако мой следующий вопрос вызвал у неё недоумение.
- Открывала?
- Нет, что Вы, чувство безопасности побеждало в этой схватке!
Рассуждения нормального Козерога. Есть такая поговорка: «талант всегда пробьётся». На поверку же «пробиваются» далеко не всегда талантливые. В современном мире зелёный свет горит для денежных. А по-настоящему проложить себе дорогу, раскрыться на сто процентов, засиять, надолго и всерьёз способны трудоголики. В нашей юной героине это качество есть. Возможно, благодаря звёздам, награждающим всех Козерогов не только практичностью, но и упорством в достижении цели, трудолюбием. И ещё один решающий козырь – это поддержка родителей. Татьяна Волкова посвятила свою жизнь своим детям .Для неё «мама» - это призвание. Она всегда рядом с Лидой и семилетним Матвеем. Влюблённая в свою семью оптимистка, она с искренним интересом воспринимает идеи дочери, поддерживает и, если приходиться защищает её. У них нет секретов друг от друга. Бывает, Лида с утра объявит: - Мама, у меня от тебя есть секрет, - и хитро ходит кругами, подогревая мамино любопытство. Редкий случай, если к вечеру Лидуша не «расколется».
На уроке я сижу
И с огромным нетерпеньем
Я по сторонам гляжу.
Вот Костров, большой проказник,
На уроках он шалит,
И Петрову за косичку
Все он дернуть норовит.
А Щеглов, ну и ботаник!
Он на доску всё глядит, За движением указки
Он внимательно следит.
Иванов вздремнул немножко…
Вот вороны за окошком –
Каркают они опять,
Ромка взялся их считать.
Светке это надоело.
Что сидит он всё без дела?
Стала в карты с ним играть.
Проиграл кто? Вот бы знать!
Напишу – ка я записку,
Передам Козловой Лизке.
Пашке та её отдаст,
Пашка Кольке передаст.
Колька запись прочитает
И ответ мне начиркает.
А в ответе только слово:
«Лидка, ты сама корова».
Написала я: «Ты – бык».
Скоро будет мне «кирдык».
Радостно звенит звонок –
Вот и кончился урок.
Переменочка, ура!
- Лида, ты счастливый человек?
- Да, очень.
- А тебе встречаются несчастные люди? Как ты думаешь, почему они несчастны?
- Мне кажется оттого, что у них нет поддержки родных, друзей.
Когда человек всё время один – это плохо. Когда люди думают, что они заброшены всем миром – это может закончиться плохо.
- А у тебя много тех, кто тебя поддерживает?
- Да, у меня много друзей, которых я искренно люблю, они меня ценят. Учителя. И родные, конечно, - они же родные!
- Лида, читая твои стихи, я поняла, что ты очень любишь свою семью. В подростковом возрасте дети меняются, начинают видеть недостатки в близких , относиться к ним критично. Ты допускаешь, что с тобой может случиться такое?
- Нет, но я меняюсь. Правда, выражается это в другом. Раньше я писала стихи о том, что наблюдала вокруг. Мне казалось, что нельзя открывать свои чувства на обозрение. А сейчас я пишу о своих мыслях и чувствах. Я чаще стала грустить и писать стихи о несчастной любви. Меня как Моцарта, стал восхищать трагизм надвигающегося горя! – Последнее было сказано Лидой с неизменно восторженным выражением лица.
Похоже, чувства для неё, как и для любого настоящего поэта, та же стихия, что и гроза за окном. Ещё один повод, для вдохновения.
- То есть, ты взрослеешь?
- Я думаю, да. Хотя искренне не хочется взрослеть. Все дети думают, что взрослые в чём-то несчастливы. Детям можно всё, их можно оправдать. Говорить, например, что думаешь. А у взрослых какие-то рамки.
Добро
Так просто делать людям добро:
С подружками вместе сбегать в кино,
С братиком милым в машины сыграть,
Для бабы и деда стихи рассказать.
Для мамочки пол и посуду помыть,
Для папочки все уравненья решить.
Так просто людям делать добро
И тот, кто добрый – тому повезло!
- А ты могла бы стать другим взрослым?
- Могла бы, но, думаю, общество не поймёт меня.
- А тебе важно, чтоб общество тебя принимало?
- Если общество правит нас с умом, то это на пользу самого человека. И это важно. А если по глупости или зависти, то – нет.
- А как ты это определишь? Ты чувствуешь, что творится несправедливость и пытаешься отстоять правду. А тебе говорят: иди мимо, это не твоё дело. Как тебе такая поправка общества?
- Если я уверена, всё равно буду делать по-своему. Я полагаюсь на свои чувства всегда. Но не так, чтоб до эгоизма и самодурства.
Представительные очки периодически съезжают, и Лида терпеливо возвращает их на переносицу указательным пальцем. Нет, она совершенно не «ботаник» хотя и отличница. С чувством собственного достоинства, но не зазнайка.
- А ты в курсе, что ты необычный человек?
- Мне иногда говорят, но я спокойно к этому отношусь. Я остаюсь прежней. – Хороший принцип – оставаться собой. И вновь Лида просияла неотразимо улыбкой – точной копией улыбки любимого папочки Жени, «самого доброго и весёлого папы на свете». Отстаивать свою точку зрения, быть собой – это далеко не все принципы Лиды Волковой.
- Я верю в Бога. Понимаете, когда живёшь по законам, которые прочёл в Библии, как-то жить легче.
- Разве? Ведь сдерживать себя приходиться, контролировать. Тебя обидели, а ты отомстить не имеешь права.
- Я живу по принципу: если человек хочет меня обидеть, я не обижаюсь. Человека, который обижает других, кто-то когда-то тоже обидел. Мне его просто жаль.
- Да ты психолог?
-Я хотела им стать!
- А теперь не хочешь?
- Я ещё не определилась. Как ни странно, хочу быть и писателем и министром культуры. Хочется развивать культуру в нашей стране. То и дело вижу по телевизору, как памятники сносят под какую-нибудь стоянку. А мне хочется, чтоб культура у нас процветала, чтоб мы были не только самой обширной, но и самой культурно-развитой страной!
Вот такой интересный разговор состоялся у меня с Лидой Волковой, девочкой, которая не только восемь из двенадцати лет своей жизни пишет стихи, но и поёт на сцене, мечтает и верит в то, что все её мечты осуществимы.
Наталья Ельнякова.
Материал взят из статьи в Сухоложской новой газете за 1 апреля под № 13 (251)
текст приведённый выше принадлежит автору.
Прочитав статью у меня тут же появилось желание поделиться, и поразмышлять на эту тему...
Жду Ваших отзывов...
1 коммент.:
Замечательная статья. Двенадцатилетняя девочка размышляет как тридцатилетний человек обо всем все ведающий в этой жизни.
Отправить комментарий